
В настоящее время вопросы легализации занятости и скрытых форм оплаты труда, повышения уровня заработной платы и создания условий для своевременной ее выплаты остаются одними из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
Сложилась ситуация, когда некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений. Кроме того, и многие работники предпочитают работать без официального оформления, т.е. фактически осуществляя те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях с работодателем.
Соглашаясь работать неформально работник рискует:
— получать заниженную оплату труда;
— не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;
— не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск;
— не получить оплату листка нетрудоспособности;
— не получить в полном объеме пособие по безработице;
— полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором (пособие по уходу за ребенком, выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов и другие);
— получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве;
— не получить расчет при увольнении.
Кроме того, с зарплаты работника не будут производиться пенсионные отчисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро при выходе на пенсию.
Для работодателей выплата «серых» зарплат, неоформление надлежащим образом трудовых отношений с работниками грозит административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительными штрафами.
С 1 января 2025 года утверждены и действуют правила ведения общедоступного реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости. Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению на официальном сайте Роструда. Основанием для внесения записи в реестр является наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении об уклонении от оформления трудового договора или заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Попадание ИП или организации в реестр Роструда грозит: внеплановыми проверками контролирующих органов, повышенными административными штрафами, ограничениями на получение субсидий, грантов, льготных кредитов, налоговых преференций, запретом на участие в госзакупках.
Создание реестра направлено на повышение прозрачности рынка труда и доступности информации о работодателях. Соискатели смогут заранее оценить добросовестность компании и принять взвешенное решение о трудоустройстве зависит эффективность этой работы.
Как Правительство России планирует бороться с нелегальной занятостью в 2025–2027 гг.
Напомним, что нелегальная занятость – это осуществление трудовой деятельности с нарушением установленного законом порядка оформления трудовых отношений (ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»). Например, если работник выполняет свои трудовые обязанности без заключения трудового договора или работодатель заключает с физлицами гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения.
В целях борьбы с нелегальной занятостью Правительство России утверждает план мероприятий по противодействию нелегальной занятости в РФ, а также определяет порядок создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ. Положение о создании и деятельности таких комиссий утверждено постановлением Правительства России от 03.05.2024 № 571 (см. комментарий).
План мероприятий по противодействию нелегальной занятости в Российской Федерации на 2025–2027 гг. утвержден распоряжением Правительства России от 08.05.2025 № 1166-р, далее – План.
В Плане предусмотрены, в частности, следующие мероприятия:
• проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику, выявление и пресечение фактов трудовой деятельности граждан с нарушением установленного порядка оформления трудовых отношений;
• ведение реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости;
• наделение межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении за неявку работодателей на заседания этих комиссий;
• проведение анализа практики недопущения подмены трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями;
• проведение анализа численности неработающих граждан трудоспособного возраста;
• проработка предложений по мероприятиям, направленным на вовлечение в трудовую деятельность неработающих граждан трудоспособного возраста;
• проведение мониторинга выявления нелегальной занятости;
• проведение информационно-разъяснительной работы с работниками и работодателями по вопросам снижения нелегальной занятости и легализации трудовых отношений, а также ответственности за нарушение трудового законодательства.





октября 3, 2025
Press
Опубликовано в рубрике 




















































