ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ПОДЧИ¬НЯЕТСЯ ВОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ — ЭТО НЕ ТОЛЬ¬КО РЕДКОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ, НО И ВОЗМОЖНЫЙ ПОВОД ДЛЯ БЕС-ПОКОЙСТВА. ОДНАКО НЕПОСЛУШАНИЕ ГРОЗИТ «НЕОПЕРИВШЕМУСЯ ПТЕНЦУ» НЕ МЕНЬШИМИ НЕПРИ¬ЯТНОСТЯМИ. ЭТО ОЧЕВИДНО ДЛЯ МАМ И ПАП, НО ДЛЯ ДЕТЕЙ — ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА. ПОЧЕ¬МУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
КАЖДЫЙ КАРАПУЗ, ЕДВА НАУЧИВШИЙСЯ ХОДИТЬ, — ЭТО УЖЕ МАЛЕНЬКАЯ ЛИЧНОСТЬ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ СКЛОННОСТЯМИ ХАРАКТЕРА И СО СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ. НО, РАЗУМЕЕТСЯ, МАМА И ПАПА УЧАТ МАЛЫША СЛУШАТЬСЯ, ВЕДЬ ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ. ИНТЕРЕСНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ПОКА РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ, У ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА РОДИТЕЛЕЙ ХВАТАЕТ ТЕРПЕНИЯ, ТАКТА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, НЕ ПОРТЯ С НИМ ОТНОШЕНИЙ, ДОБИВАТЬСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ. НО ЧУТЬ ТОЛЬКО ЧАДО ПОДРАСТАЕТ И ЗАЯВЛЯЕТ О СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ, МНОГИЕ ПАПЫ И МАМЫ «РАСПЛЕСКИВАЮТ» ВЕСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ. «ПОЧЕМУ ОН НАС НЕ СЛУШАЕТСЯ?» — ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСОМ РОДИТЕЛИ. МЕЖДУ ТЕМ, ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ РЕДКО БЫВАЮТ ОРИГИНАЛЬНЫМИ. В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ, ОНИ ДЕЛЯТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ.

1. ПРИЧИНЫ ВЫЗВАННЫЕ ВОЗРАСТНЫМИ КРИЗИСАМИ. СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КРИЗИСЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА: РАННЕГО ДЕТСТВА (12-18 МЕСЯЦЕВ), КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ (2-4 ГОДА), КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ, МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ (8-9 ЛЕТ) И ПУБЕРТАТНЫЙ. МОЖЕТ СЛО¬ЖИТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ПОДРАСТАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ ПОЧТИ ПОСТОЯННО НАХОДИТСЯ В ПОИСКАХ СЕБЯ И ГРАНИЦ ДОЗВОЛЕННОГО.
НА САМОМ ДЕЛЕ, ОСТРЫЙ ПЕРИОД КАЖДОГО ИЗ КРИ¬ЗИСОВ ДЛИТСЯ ОТ СИЛЫ ПАРУ МЕСЯЦЕВ (ИСКЛЮЧЕНИЕ — ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС), И ТО, НАСКОЛЬКО БЫСТРО И БЕЗБОЛЕЗНЕННО РЕБЕНОК ЕГО ПЕРЕЖИВАЕТ, ЗАВИСИТ ОТ
АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И ОТ ЛИНИИ ПОВЕДЕНИЯ, ВЫБРАН¬НОЙ РОДИТЕЛЯМИ. ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ ПРОЯВЛЯТЬ ВЫДЕРЖКУ И ТЕРПЕНИЕ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ, С ПОНИ¬МАНИЕМ ВОСПРИНИМАТЬ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА К САМО-СТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВСЯЧЕСКИ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЕМУ СВОЮ ЛЮБОВЬ, НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ. ТВЕРДО СТОЯТЬ НА ПРИНЦИ¬ПИАЛЬНО ВАЖНЫХ ПОЗИЦИЯХ. ЕСЛИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЭТИХ ПРАВИЛ, ЗАТЯНУВШИХСЯ ПРОБЛЕМ С ПОСЛУШАНИЕМ, СКОРЕЕ ВСЕГО, УДАСТСЯ ИЗБЕЖАТЬ.
2.УСТАЛОСТЬ, БОЛЕЗНЬ, СТРЕСС. ФИЗИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ МАЛЫША, НАКОПИВШАЯСЯ КО ВРЕМЕНИ ДНЕВНОГО ИЛИ НОЧНОГО СНА, ИЛИ ПЕРЕГРУЖЕН-НОСТЬ ШКОЛЬНИКА ЗАНЯТИЯМИ, ИЛИ ПЛОХОЕ САМОЧУВ¬СТВИЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА НЕПОСЛУШНЫМ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ЕГО ОТКАЗ СЪЕСТЬ СУП, РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ИЛИ СЕСТЬ ЗА ФОРТЕПИАНО — ЭТО ПРОТЕСТ ОТ ИМЕНИ ДЕТСКОГО ОРГА-НИЗМА, ТРЕБУЮЩЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СИЛ.
СТРЕСС, ВЫЗВАННЫЙ ПОХОДОМ В ДЕТСКИЙ САД ИЛИ В ШКОЛУ, ПЕРЕЕЗДОМ В НОВЫЙ РАЙОН, РАЗВОДОМ РО¬ДИТЕЛЕЙ ИЛИ ПОЯВЛЕНИЕМ НОВОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, КАК И ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ СИЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ТАКЖЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У РЕБЕНКА «ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ». ОБЫЧ¬НО ТАКИМ ОБРАЗОМ ОН ПЫТАЕТСЯ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИ¬МАНИЕ, ЗАСТАВИТЬ ВЗРОСЛЫХ СЧИТАТЬСЯ С ЕГО МНЕНИЕМ.

3. НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. МНОГИЕ РОДИТЕЛИ И РАДЫ БЫ ПРОВОДИТЬ С ДЕТЬМИ » БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, НО В СИЛУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ВИДЯТ ИХ ЛИШЬ УРЫВКАМИ. ДЕТЕЙ, НЕ ДОСТИГШИХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ЭТО, КАК ПРАВИЛО, НЕ УСТРАИВАЕТ. С БАБУШКАМИ И НЯНЯМИ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВПОЛНЕ ПОКЛАДИСТЫМИ, НО ОТ МАМ И ПАП ТРЕБУЮТ ПОЛНОЙ ОТДАЧИ В ВЫПОЛНЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ — ЧТО, ВПРОЧЕМ, ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНО — А ПОТОМУ ПРИВЛЕКАЮТ К СЕБЕ ИХ ВНИМАНИЕ КАПРИЗАМИ И НЕПОСЛУШАНИЕМ.
ПРАВДА, ПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗАЧАСТУЮ ПРОВОЦИРУЮТ САМИ РОДИТЕЛИ. К ПРИМЕРУ, ПАПА, УСТАВШИЙ ПОСЛЕ РАБОТЫ И УСТРОИВШИЙСЯ НА ДИВАНЕ ДЛЯ ПРОСМОТРА ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА, МОЖЕТ СХОДУ СКОМАНДОВАТЬ МАЛЕНЬКОМУ СЫНУ: «ИДИ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ И ЛОЖИСЬ СПАТЬ!», РАССЧИТЫВАЯ НА ПОСЛУШАНИЕ РЕБЕНКА. НО ДЛЯ ЛЮБЯЩЕГО МАЛЫША ЭТОТ ПРИКАЗ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВЫПОЛНИМ, ЕСЛИ ТОТ СОСКУЧИЛСЯ ПО ОТЦУ И ХОЧЕТ С НИМ ПОИГРАТЬ, ПОВОЗИТЬСЯ, ИЛИ, КУДА НИ ШЛО, ПОЛЕЖАТЬ РЯДОМ. КОНЕЧНО, РЕБЕНОК НЕ ПОСЛУШАЕТСЯ И НЕ ДАСТ ПАПЕ СПОКОЙНО НАСЛАДИТЬСЯ ОТДЫХОМ. НО ТОЛЬКО НЕ ПОТОМУ, ЧТО ОН НЕПОСЛУШНЫЙ, А ПОТОМУ, ЧТО ОБДЕЛЕН ВНИМАНИЕМ.
4. НЕВЕРНО ВЫБРАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА. ЗДЕСЬ ИМЕЕТ СМЫСЛ ОСТАНОВИТЬСЯ ПОДРОБНЕЕ. ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ, А ПОТОМУ НЕ ЗАСТРАХОВАНЫ ОТ ОШИБОК В ОБЩЕНИИ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. ХУЖЕ, КОГДА ТАКИЕ ОШИБКИ ПОВТОРЯЮТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ, В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОНИ ПОРОЖДАЮТ КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, В ЧАСТНОСТИ, С ПОСЛУШАНИЕМ. ИТАК, ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ, ЕСЛИ:
 СЛЫШАТ СЛИШКОМ МНОГО СЛОВ (ДЛИННЫЕ МОНОЛОГИ БЕЗ ПАУЗ ДЕТИ НЕ УСВАИВАЮТ);
 ОБЩЕНИЕ С НИМИ СВОДИТСЯ К НАБОРУ КОМАНД (ОДНОСЛОЖНЫЕ ФРАЗЫ В ПРИКАЗНОМ ТОНЕ ВРЯД ЛИ МОГУТ КОГО-ТО ВООДУШЕВИТЬ);
 К НИМ ОБРАЩАЮТСЯ НА ФОНЕ ШУМОВЫХ ПОМЕХ (ОЧЕНЬ ВАЖНО ПЕРЕД ТЕМ, КАК ВЫСКАЗАТЬ РЕБЕНКУ СВОЕ ПОЖЕЛАНИЕ, УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ОН ГОТОВ ВАС ВЫСЛУШАТЬ);
 НА НИХ ЧАСТО ПОВЫШАЮТ ГОЛОС ИЛИ ОБРАЩАЮТСЯ К НИМ В РАЗДРАЖЕННОМ ТОНЕ (РАЗДРАЖЕНИЕ И КРИК АВТОМАТИЧЕСКИ ДЕЛАЮТ СЛОВА ВЗРОСЛОГО НАМНОГО МЕНЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫМИ);
 В ОБЩЕНИИ С НИМИ ВЗРОСЛЫЕ ПРИБЕГАЮТ К УГРОЗАМ И ШАНТАЖУ (ЧТО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПОРОЖДАЕТ ТАК НАЗЫВАЕМУЮ «ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГЛУХОТУ»);
 РОДИТЕЛИ НАЗЫВАЮТ ИХ РУГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ ИЛИ УНИЖАЮТ ИХ ДОСТОИНСТВО ДРУГИМИ СПОСОБАМИ (В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕЧЬ ВРЯД ЛИ ВООБЩЕ ИДЕТ О ВОСПИТАНИИ);
 ТРЕБОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЗАВЫШЕНЫ ИЛИ ИХ ЧЕРЕСЧУР МНОГО (НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛИШКОМ МНОГО «НЕЛЬЗЯ», ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗУМНЫМИ, АДЕКВАТНЫМИ ВОЗРАСТУ И ТЕМПЕРАМЕНТУ РЕБЕНКА И ИСХОДИТЬ ИЗ СООБРАЖЕНИЙ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ УДОБСТВА МАМЫ ИЛИ ПАПЫ);
 РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ОТ НИХ ТОГО, ЧЕГО НЕ ВЫПОЛНЯЮТ САМИ (ДАЖЕ ЕСЛИ ДЕТИ ЭТОГО НЕ ВИДЯТ, ОНИ ОТЛИЧНО ЧУВСТВУЮТ, ЕСТЬ ЛИ В СЛОВАХ МАМЫ ИЛИ ПАПЫ ИСТИННАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ В СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЕ);
 РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ОТ НИХ ЧЕГО-ЛИБО, ПОТОМУ ЧТО «ТАК НАДО», САМИ НЕ С ЭТИМ ВНУТРЕННЕ НЕ СОГЛАШАЯСЬ;
 РОДИТЕЛИ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В СВОИХ ТРЕБОВАНИЯХ (НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШАТЬ СЕГОДНЯ ТО, ЧТО БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО ВЧЕРА; ПАПА НЕ ДОЛЖЕН РАЗРЕШАТЬ ТО, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЕНО МАМОЙ, И НАОБОРОТ).
РЕБЕНКУ, БЕЗУСЛОВНО, НУЖНА ДИСЦИПЛИНА И САМОДИСЦИПЛИНА, НО НАУЧИТЬ ЕГО ЭТИМ ВЕЩАМ — ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ. ПРИЧЕМ ОЧЕНЬ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА ДАННЫХ КАЧЕСТВ УСЛОВИЯ — ЭТО ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАННАЯ ВНУТРИ СЕМЬИ СИСТЕМА НОРМ И ЗАПРЕТОВ И УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕПРОСТО: ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА ЧЕЛОВЕКОМ ОТВЕТСТВЕННЫМ, СПОСОБНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ИМЕЮЩИМ ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ, И ПРИ ЭТОМ ОСТАТЬСЯ С НИМ ДРУЗЬЯМИ, ЗАЧАСТУЮ НЕОБХОДИМО НАЧАТЬ С ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СЕБЯ.

Кадямова А., педагог-психолог
отделения Семья м.р.Похвистневский
ГКУ СО «КЦСОН СВО»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Читайте Главу района в BK: https://vk.com/id717791121

Читайте Главу района в ОК: https://ok.ru/profile/597643740724

Читайте Главу района в t.me: https://t.me/RyabovYF